Бычков Виктор Алексеевич

Бычков Виктор Алексеевич

Живописец

Родился 17 октября 1956 г. в г. Коврове  Владимирской области.

Окончил:

— Ивановское художественное училище

— Ленинградский педагогический институт им. Герцена. Окончил 3 курса (1983)

— Ленинградский Ордена Трудового Красного Знамени живописи скульптуры и архитектуры институт им. И.Е.Репина (1988)

Член Союза художников России (1991)

— Лауреат областной премии в области культуры, искусства и литературы (1996)

— Заслуженный художник РФ (2010)

— Почётная грамота администрации ВО (2004) 

— Диплом ВТОО «Союз художников России» (2005)

— Диплом Российского комитета защиты мира (2005)

— Благодарственное письмо администрации ВО (2005)

— Почётная грамота Государственного бюджетного учреждения «Московский дом национальностей» (2016)

— Серебряная медаль «ДУХОВНОСТЬ. ТРАДИЦИИ. МАСТЕРСТВО» ВТОО «СХР» (2016)

— Знак отличия «Знак великого князя Андрея Боголюбского» (2020)

 Образ российской глубинки.
  Виктор Алексеевич Бычков родился и вырос в Коврове,  учился в Ивановском художественном училище, в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена, в  Ленинградском государственном институте живописи, ваяния и зодчества имени И.Е. Репина. По окончании учебы Виктор вернулся в родной город, понимая, что художественная жизнь в России не замыкается в столичных центрах, она живет и  развивается во множестве провинциальных городов нашей страны.  
  С самых первых работ,  основной темой, вдохновляющей художника на творчество,   является русская провинция. Для Виктора   это не географическое понятие – это образ Родины. С особым, трепетным чувством он относится к российской глубинке,  и, работая над произведениями, посвященными сельской тематике, вкладывает в них множество чувств и эмоций.
    Виктор Бычков, пожалуй,  единственный во Владимирской  области художник, уделяющий в своем творчестве внимание сложным и поэтому редким в наше время  масштабным жанровым произведениям, затрагивающим глубокие, социально значимые темы.
  «С трепетной любовью пишет он картины провинциальной жизни, подмечает самое потаенное, чистое, сущностное, что распознается не столько разумом, сколько сердцем. Оттого нас, участливых зрителей, так завораживают одушевленные кистью художника старый дом, заброшенный сад, тонкая свеча…
      Провинция в самые холодные и лютые исторические времена излучает накопленное праведниками тепло, согревая озябших душой, тех, кто холоден от природы. Виктор Бычков, может быть незаметно для себя самого, осмелился взять на себя нелегкую миссию —  обратить наше внимание на судьбу русской провинции, рассматривая это как личное предназначение» — пишет о нем  Леонид Зрелов.    
   «Прости нас,  русская деревня» — так художник назвал выставку, которая развернута в эти дни в залах Центра изобразительного искусства. Основополагающая идея выставки,  организующая всю экспозицию – гимн историческому жребию русской провинции, которая отброшена сегодня  на окраину жизни.  Проникновенный образ российской глубинки, уходящей в небытие, в картинах художника  окрашен душевной болью и грустью.  
     В самом центре зала мы видим программный холст, на котором изображена простая русская изба.  Окна ее заколочены досками, кровля испрещена  прорехами.  Перед домом стеной стоит высокий, сухой бурьян, некошеный все лето. В небе нависли ненастные тучи, идет осенний дождь, впереди зима…  Сколько сегодня  в России таких  осиротевших  домов,  обезлюдевших деревень, опустошенных храмов.
   Мы знаем историю.  Разрушение векового уклада сельской жизни в России началось в 60-е годы. Советской страной был взят курс на технический тип цивилизации. Объединение небольших колхозов в совхозы с центральными усадьбами,   огромными животноводческими комплексами,  привело к  постепенному затуханию маленьких деревень, стиранию их с лица земли.
      Картина решена в сдержанной цветовой гамме, отвечающей общей эмоциональной тональности  произведения. Добротный живописец, Виктор Бычков создает  здесь мир, в котором  есть и  чувства, и настроение – весь спектр  душевного и сердечного переживания.
      Своей выставкой художник взял на себя нелегкую задачу – напомнить нам   об уходящем  мире  российской  деревни, где всегда  торжествовали непреходящие ценности, данные человеку изначально: родная  земля,  русский  деревянный дом, чистое небо, свежий хлеб,  ответственность перед Господом и перед всем селом за праведность жизни.
    Тематически все  произведения, показанные на  выставке,  разделены на несколько серий. Главной, давшей название выставке,  является серия работ, на которых мы видим  обветшавшие и заброшенные избы  глухих деревень, глядящие на нас пустыми глазницами окон,  разрушенные и провалившиеся  колодцы,  подгнившие  заборы. Все это является тревожным напоминанием, заставляющим нас задуматься  о  судьбе русской глубинки.
   Сюжетно перекликаются с этой серией произведения, показывающие разоренные деревенские церкви и храмы, занесенные снегом алтари, покосившиеся  двери притворов, облупившиеся фрески,  осыпавшуюся штукатурку  церковных стен.      Неверно было бы думать, что пейзаж — это  жанр, рассказывающий только о красоте природы. Во многих произведениях Виктора Бычкова пейзажная тема приобретает черты гражданственного звучания, вырастает до сложных обобщений, выходит через конкретный образ на большую тему.
   Отдельный зал выставки посвящен портрету. Здесь мы видим портреты семьи художника – отца, дочерей, жены Светланы, любимых и близких ему людей.
    На выставке показан и лирический пейзаж. Камерный,  интимный по звучанию, он привлекает зрителя  искренностью чувств и сердечным отношением к родной природе.  Это  скромный уголок деревенского дворика, самый типичный для средней полосы России, это тропинки и опушки наших лесов, церкви на пригорке, бани за деревней. Обыденность и повседневность этих мотивов  под кистью художника, наполняется тонким лирическим звучанием.
  Есть на выставке и натюрморт. Старинные книги, церковная утварь, хлеба, цветы, простые предметы  сельского обихода, все под рукой мастера преображается, приобретая особый смысл, образ, значительность.
  О Викторе Бычкове невозможно говорить, не сказав о его большой  и общественно значимой деятельности по организации в родном городе детской художественной школы. Этот огромный труд    вынесен на плечах энтузиастов, и в большей степени на его плечах. Школа работает.  И как приятно было видеть восхищенные глаза детей, стайкой ходивших по выставочному залу, приехавших из Коврова.   Выставка вместила в себя большое количество работ.    Персональная выставка показывает творческий путь мастера, его замыслы, заблуждения,  удачи и откровения. То, что в мастерской выглядело как проба, поиск, в сопоставлении с другими работами звучит как логика поступательного движения художника к достижению новых целей. Этому впечатлению способствовал также тщательный отбор произведений, их экспозиция, сделанная с большим  вкусом и пониманием.
   Н. Севастьянова — научный сотрудник ВСМЗ