Мокров Николай Алексеевич

Мокров Николай Алексеевич

10.08.1926 – 19.07.1996
Живописец

Родился в с. Саваслейка Кулебакского района Горьковской области/
Окончил:

— Владимирское художественное ремесленное училище № 1 (1951)

Член Союза художников СССР (1967)
Заслуженный художник РФ (1996)
Инвалид Великой Отечественной войны

Яркая, до накала доведенная звучность картин, ставшая синонимом владимирского пейзажа, находила у Мокрова свое цветовое решение. Непосредственность воспроизведения увиденного делала его живописную манеру мягкой, а письмо легким. Его краски нежны, чисты и, как будто бы, светятся изнутри. Всю жизнь кистью этого искреннего художника водила светлая душа, соединенная с живописью. Пейзажи Мокрова отличаются пластической красотой, их без преувеличения можно назвать поэтическими. Художественное наследие Н. Мокрова составляет гордость владимирской земли, ценно для современной русской пейзажной живописи. Его произведения хранятся в Третьяковской галерее, лучших музеях России и зарубежных коллекциях.

К профессиональному искусству Мокров шел долго. Причиной тому была война. Ему, как фронтовику, познавшему истинную ценность и красоту жизни, было легко сблизиться  с такими же владимирскими  художниками-фронтовиками, как Владимир Юкин и Ким Бритов.    Избрав идеалом национальной красоты пейзаж исконной России, наполненной дыханием истории, каждый из этих  художников разрабатывал свои пласты этого идеала.
    Мокрова больше всего волновал деревенский пейзаж с непременными маленькими деревянными домами и каменными церквями, которые составляют негромкую примету российской провинции.   Будучи необычайно чутким к цвету, Мокров именно цветом создает настроение художественного образа.
    Он закрепляет в российской живописи ту традицию лирического «пейзажа настроения», которую развивали в начале XX столетия К.Юон, П.Петровичев, Л. Туржанский, С.Жуковский, у которых Мокров много учился.
     Яркая, до накала доведенная звучность картин, ставшая синонимом владимирского пейзажа, находила у Мокрова свое цветовое решение. Непосредственность воспроизведения увиденного делала его живописную манеру мягкой, а письмо легким. Его краски нежны,  чисты и светятся изнутри. Именно поэтому его творчество как прозрачная лесная река, питающаяся хрустальными родниками,  отражающая мир, в котором живет. Всю жизнь кистью этого искреннего художника водила светлая  душа,  соединенная с живописью. Пейзажи Мокрова отличаются пластической красотой, их без преувеличения можно назвать поэтическими.  
  Неоспоримость таланта Николая Мокрова и  зримость свершенного им позволяют говорить нам  о нем,  как о значимой личности в искусстве России.
Художественное наследие Н. Мокрова составляет гордость  владимирской земли,  ценно для современной русской пейзажной живописи. Его произведения хранятся в Третьяковской галерее, лучших музеях России и зарубежных коллекциях.


Скворцов Александр Игнатьевич- искусствовед.