Потехин Владислав Акимович

Потехин Владислав Акимович

5.05.1928 – 23.09.1964
Живописец

Родился в г. Иваново
Окончил:

— Владимирский авиамеханический техникум (1948)
— Владимирское художественно-ремесленное училище (1951)

Кандидат в члены Союза художников СССР (1963)

Во владимирском искусстве он являлся предтечей, художником, предупредивший своим смелым и новаторским искусством появление яркого, эмоционального, декоративного направления, которое получило в дальнейшем название «владимирская живописная школа».

«… Он имел редкую особенность — его радовали успехи других.»
Живой, эмоциональный, сильный и спортивный парень с открытой душой, не терпящей несправедливости, искренне преданный искусству – таким помнят друзья Владислава Потехина.  Этот человек рожден был художником. Он рассказывал, что всегда мыслил цветом и рисовать начал раньше, чем говорить.
В семье Потехиных было трое братьев. Стремление старшего к искусству родителями не одобрялось,  они считали, что сын должен приобрести настоящую профессию. По настоянию матери в 1943 году Слава поступил в Авиамеханический техникум, успешно окончил его и сразу же в 1948 году пошел учиться в художественное училище.
Какая-то особая цельность,  сила  характера,  стремление к намеченной цели и достижение ее – вот особенности этой личности. В этой связи вспоминается, ставшая легендой история: еще в школе  у Славы была светлая юношеская мечта – побывать в Русском музее, что находится в северной столице.
 Он ходил тогда в спортивную секцию бокса. Узнав, что победители городских соревнований поедут на спартакиаду в Ленинград, он стал упорно тренироваться. Цель была достигнута, областные соревнования он выиграл, поехал   в Ленинград, где   стал чемпионом России по боксу среди юношей. Но самое главное – на несколько дней  погрузился в созерцание сокровищ Русского музея. Боксом заниматься сразу бросил – с этого момента искусство поглотило его полностью.
Учеба в художественно-реставрационном училище да¬ла Владиславу  очень много, так как в то время там преподавали замечательные столичные художники, вследствие сталинских  репрессий жившие  во Владимире.
С 1953 года Владислав Потехин начинает  участвовать в художественных выставках.   Личностные качества художника –  постоянный поиск, уверенные  шаги в выбранном направлении, огромное желание творить, удачно накладыва¬лись на общую атмосферу, царящую в искусстве большой страны  конца пятидесятых начала шестидесятых годов. После смерти Сталина, с середины пятидесятых, начали открываться ежегодные молодежные выставки, атмосфера художественной жизни в стране менялась. В Москве прошел первый Международный кинофестиваль, Конкурс имени Чайковского, Международный фестиваль молодежи и студентов.
Конечно, художники ощущали «свежий ветер хрущевской оттепели» и  откликались на перемены искусством новым, чистым, эмоциональным. Сталинский официоз неотвратимо уходил. На выставках его стали менять  пейзажи и жанровые картины камерного звучания.
Художники  задумались о выражении новых идей новыми средствами, обращались к изучению запрещенных ранее течений в европейском и русском искусстве. В залы крупнейших музеев стали с триумфом возвращаться импрессионисты и их последователи, некогда  убранные из экспозиций.
Владислав Потехин удивительно тонко чувствовал время, в котором жил. Сильная лич¬ность, обладавшая художнической смелостью и незаурядным умом, он полной грудью вдыхал свежий ветер нового времени. Он  был в авангарде творческих исканий  владимирских ху¬дожников тех лет. Его энергия, работоспособность давали результат. Стремясь к знаниям, жадно впитывая все новое, он пропускал через себя и через свою кисть,  изучая  и переосмысливая,   вершины европейского искусства.  Импрессионизм, постимпрессионизм, русский авангард –   вариации молодого художника на эти темы полны творчества, поразительно легки и свежи.
Прекрасной школой мастерства  для молодого художника были поездки в Дома творчества Союза художников СССР, где он бывал неоднократно в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов. Работа там под руководством признанных мэтров советского искусства, общение с талантливой молодежью (там,  например, он познакомился с Виктором Попковым, Ефремом Зверьковым, ставшими впоследствии известными художниками) приносили свои плоды.
Из Дома творчества «Горячий ключ» он в самом конце пятидесятых привез яркие, цветные этюды золотой осени, казавшиеся для своего времени чем-то абсолютно новым. Они взбудоражили атмосферу Союза, вызвали неподдельный и  живой интерес у владимирских художников.
Художники старшего поколения помнят, что этюды эти он развесил по стенам мастерской, которую занимал вместе с В.Я. Юкиным,  и все на них приходили смотреть. Слава, со свойственной ему откровенностью  и чистотой,  щедро делился своими творческими находками и открытиями, и ус¬пехам друзей умел радоваться искренне, от чистого сердца.
По воспоминаниям вдовы художника — Натальи Владимировны Потехиной, за большими заработками Владислав не гнался никогда, важнее для него была возможность творить. И она часто брала на себя заботы о матери¬альном, искала дополнительные заработки, позволяя мужу заниматься главным делом жизни — живописью.
Знаковой работой начала 60х в творчестве Потехина является картина «Цыгане». Она как вся¬кое новаторское  произведение, в эти годы вызывала как положительные, так и отрица¬тельные эмоции. Этой работой художник опережает свое время, пред¬восхищая появление современной живописи, поэтому понята она была далеко не всеми.
Тема произведения,  нестандартная и смелая его композиция, не оставля¬ли зрителей равнодушными. Мимо картины зритель не проходил.  Работа всегда вызывала живой интерес, имела множество эмоциональных отзы¬вов.
Эта работа, в числе других произведений,  приобретена у вдовы музеем-заповедником и является частью его художественной коллекции.
Хочется отметить, что важное место в творчестве Владислава Потехина занимал портрет. В портретных образах художника прекрасно прослеживает¬ся непрекращающийся творческий поиск. Если портреты середины пятидесятых годов написаны в мягкой ре¬алистической манере, то в дальнейшем художник двигается  к бунтарской, почти антистанковой  живописи. Для портретов начала шестидеся¬тых характерны сильное и смелое  письмо, обобщенный силуэт и цветовая напря¬женность, увеличивающая силу образа.
Кандидатом в члены Союза художников СССР Слава был принят в 1963 году, членом Союза стать не успел. Он умер в 36 лет от сердечного приступа в машине скорой помощи, не доехав до больницы.
Когда смотришь на полотна этого удивительного мастера, понимаешь, что он был предтечей, художником, предвосхитившим своим смелым творчеством появление на владимирской земле яркого, декоративного направления современного искусства, получившего в дальнейшем название «владимирский пейзаж».
Н. Севастьянова