Щербаков Борис Валентинович

Живописец, народный художник СССР, член-корреспондент Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР. Щербаков Борис Валентинович родился 7 апреля 1916 года в Петрограде в семье живописца В. С. Щербакова, в своё время окончившего Петербургскую академию художеств и учившегося ещё у И. Е. Репина и Ф. А. Рубо. Художественная среда, с детства окружавшая Щербакова, близкое общение в детстве и юности с такими живописцами, как А. А. Рылов, В. Е. Савинский, а также И. И. Бродский, Е. Е. Лансере, К. Ф. Юон, В. Н. Яковлев, способствовали формированию у него взглядов убеждённого реалиста. Эти творческие связи помогли и накоплению важных профессиональных навыков и знаний. В 1939 году Щербаков после шести лет упорной учёбы окончил в Ленинграде Всероссийскую Академию художеств по мастерской И. И. Бродского. В период Великой Отечественной войны и вплоть до 1948 года художник находился в рядах Советской Армии. Несмотря на сложность обстановки, ему в это время была предоставлена возможность продолжать творческую работу. В те годы он создаёт серию портретов героев Великой Отечественной войны. Щербаков исполнил большую картину «Групповой портрет Героев Советского Союза инженерных войск Советской Армии». На этом полотне около сорока портретных образов. Затем последовал ряд картин: «Пётр Первый принимает послов» (1946), «В семье героя» (1947), «Творческое содружество» (1949), «Учёт молока в поле» (1949), «А. С. Пушкин в Петербурге» (1949), «Кончилось ваше время!» (1952), «Пепел Бухенвальда» (1961), «Непобедимый рядовой» (1965), «Год 1917-й. Редакция «Правды» (1970), «Встреча. 20 октября 1920 года» (1970), изображающая беседу В. И. Ленина с А. М. Горьким. Эти картины, столь разнообразные по сюжетам, свидетельствуют о том, что их автора всегда волнуют темы большого общественного содержания, гражданственного звучания. В них он стремится раскрыть характер эпохи, духовный мир людей, передать их чувства и переживания. Щербаковым создана и огромная галерея портретов деятелей советской культуры, науки, искусства, представителей Советской Армии. В 1951 году он участвовал в составе творческого коллектива художников при написании группового портрета советских учёных – «Заседание Президиума Академии наук СССР». За эту картину и серию портретов советских учёных художник в 1952 году был удостоен Государственной премии СССР. Щербаковым были исполнены многочисленные индивидуальные портреты академиков – А. Е. Арбузова (1951), В. В. Виноградова (1951), Н. С. Державина (1951), Г. М. Кржижановского (1951), Д. В. Наливкина (1951), В. А. Обручева (1951), Д. В. Скобельцына (1951), И. В. Гребенщикова (1952), артистов Е. Н. Гоголевой (1952), А. В. Жильцова (1960), Б. А Смирнова (1964), В. О. Топоркова (1963), С. А. Кочаряна (1964), И. М. Туманова, писателя К. А. Федина, знаменитых лётчиков трижды Героев Советского Союза И. Н. Кожедуба и А. И. Покрышкина, маршала бронетанковых войск М. Е. Катукова и других. Лучшие картины художника отличают яркость человеческих образов и выразительность человеческих характеристик. Портреты, исполненные Щербаковым, свидетельствуют о повышенном интересе их автора к духовному облику советских людей. В них схвачены и переданы с большой проникновенностью типические черты портретируемых. Через пластику жестов, движений, поз, мимических состояний художник передаёт характеры людей. В жанре пейзажа диапазон интересов Щербакова широк и разнообразен. В 1953 году он исполнил серию полотен, где изображена природа горного Кавказа, в 1956–1957 годах – серию «Города и люди ГДР». Но центральное место в творчестве художника заняло изображение русской природы. Широкую известность получили пейзажи-картины художника серии «Лето в Подмосковье» (1947). Наибольшие успехи в этой области связаны с изображением природы Ясной Поляны, Спасского-Лутовинова и Пушкинского заповедника в Михайловском. В своём творчестве художник развивает традиции реалистической пейзажной живописи, прежде всего русской. Щербаков – участник почти всех всесоюзных и российских республиканских художественных выставок послевоенного времени, а также ряда выставок советского искусства за рубежом. В 1958 году в Москве была открыта персональная выставка работ Щербакова «Города и люди ГДР». В 1961 году в Ясной Поляне демонстрировалась его выставка под названием «Четыре времени года в Ясной Поляне», а в 1966 году в Москве, Ленинграде, а затем и в ряде других городов показывалась его выставка «По памятным литературным местам: Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново, Пушкинский заповедник». Большая выставка произведений художника была в 1973-1974 годах показана в Венгрии. Все эти выставки прошли с большим успехом. Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Киевском музее русского искусства, Одесской государственной картинной галерее, Кемеровском областном музее советского изобразительного искусства, Свердловской картинной галерее и других хранилищах. Некоторые картины Бориса Валентиновича получили высокое общественное признание. Министр культуры СССР Е. А. Фурцева вручила в 1973 году Президенту США Р. Никсону в качестве дара нашей страны пейзаж Б. В. Щербакова «Русская зима», получивший высокую оценку главы Американского государства. В 1973 году Щербаков был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.