Егоров Валерий Сергеевич

Егоров Валерий Сергеевич

22.03.1940 – 11.07.1998
Живописец

Родился в г. Коврове Владимирской области.
Окончил:

— Мстёрскую художественную школу промысловой кооперации (1959)

Член Союза художников России (1971)
Заслуженный художник РФ (1995)
Лауреат обл. премии в области культуры, искусства и литературы (1994)

Представитель владимирской живописной школы. Изысканная цветовая гамма, лирическое настроение и душа художника, живущая в каждом произведении – вот что отличает творчество этого мастера. Один из характерных мотивов творчества — красные крыши сельских домов.
Основными темами пейзажей художника являлась жизнь и быт русской провинции: Владимира, Мстеры, Суздаля, Юрьевца на Волге. В них выражена простая и естественная радость человека от общения с природой, наслаждение ее красотой.

Сила большого искусства.
    Неумолимо бежит время. Прошло уже много лет, как художника нет с нами. Но жива память, живы   работы, в которых заключена частичка его души, значит,  жив и их автор.  
   Первое признание пришло к Валерию Егорову  в 1959 году. Его картина  «Мстера», которая  экспонировалась на Всесоюзной выставке самодеятельных художников,  принесла ему премию: этюдник, мольберт и зонт. Это был успех, который ошеломил  девятнадцатилетнего художника и определил  весь его дальнейший творческий путь.  «Мстера» была    посвящена  всем      художникам  и мастерам, которые  помогли ему, ещё  подростку, учащемуся мстерской художественной школы,  не только развить талант, но и  зало¬жить основы верного и истового служения  искусству.
    Валерий Егоров  родился в Коврове, в сороковом году.  Во  время войны  семья переехала в Юрьевец на  Волге. Небольшой городок, просторы великой русской реки стали для  мальчишки  настоящей  вселенной  разно¬образнейших эмоций. Волжская ширь, протяжные гудки белых пароходов, серые чайки на крыле высокой волны и печально зовущий за собой клин журавлей в холодно-голубом осеннем поднебесье.  Все  это –   Волга,  и она навсегда оставила след в  сердце мальчишки.
     В конце сороковых семья Егоро¬вых вернулась в Ковров. Валерий вспоминал, что уже в десятилетнем возрасте  он ощущал необъяснимое же¬лание выразить свои чувства на бумаге с помощью  кисти, что познакомился  с парнишкой – Витькой,  который умел рисовать так хорошо, что  ему соседи даже заказывали картины.  И это было для Валеры чудом.  Сам он  любил черчение.    А Витька говорил: «Если тебе нравится черчение, значит, ты сможешь и рисовать, давай рисуй», –  и звал его на этюды.
   Так и пошло, собирается утром Валера, буд¬то в школу  с портфелем, а сам с Витей — на этюды. Прогуливал уроки, было,  а после семилетки решил в Ивановское художественное училище поступать.  Но родители в Иваново не пустили:  «Там чужой город, там шпана. Лучше во Мстеру поезжай, там хоть родствен¬ники есть».
   Так Валерий оказался во Мстере.     Пришел в художественную школу, посмотрел шкатулки — и обмер. Ничего подобного прежде  не видел. Шкатулки его поразили, он не знал, что есть такое письмо и что он может этому письму научиться…     В 1959 году он с отличием закончил художественную школу, через год вернулся в родной Ковров. Там стал заниматься живописью. Но в  память о годах учебы во Мстере в семье  Валерия Егорова  по сей день хранится  его работа – шкатулка, выполненная по мотивам  пушкинских «Бе¬сов».
     В 1960 году Валерий Егоров переехал во Владимир. Атмосфера владимирского искусства в те годы  была совершенно уникальной – здесь царил дух творческого поиска, большого эксперимента, соревновательности. Объединенная общей целью, во Владимире   работала группа художников-единомышленников,  решавших большие новаторские  задачи в искусстве.  На владимирской  земле рождалась новая живопись — жизнеутверждающая, свежая, неформальная, получившая в дальнейшем самую широкую  известность.
   Молодой художник быстро  вошел  в круг молодежи, рядом со старшими товарищами  включившейся   в цветовые поиски и эксперименты.  Наступило время напряженной  работы. Валерию хотелось  много сделать, познать, постичь.   В эти годы он активно  ведет поиски своего творческого лица,  участвует во многих серьезных российских и зарубежных выставках. В 1967г. Валерий Егоров становится   членом Союза художников СССР.  
    Во владимирском искусстве Валерий Егоров был одним из тех художников, кто  писал работы, где фигуры людей являлись не просто красивым дополнением, стаффажем.   Персонажи в  его произведениях выходили на первый план,   были главными героями — они занимались своими будничными делами, хлопотами, жили повседневной жизнью.
   В одном из интервью Валерий Егоров говорил:  «Я считаю важным писать так, чтобы природа и чело¬век на моем холсте были равнознач¬ными героями. Нужно одинаково хоро¬шо знать природу села и природу человека, писать их, не умаляя достоинства ни того, ни другого.  Для этого нужно много. Я об этом думаю всегда. И когда иду по улице, и когда обедаю, и даже когда делаю какие-то второстепенные дела. В таком напря¬женном состоянии сюжеты работ, бывает, даже снятся».
     В среде владимирских художников безусловным творческим лидером был Владимир  Юкин.  Для Егорова этот удивительный человек и большой художник был непререкаемым авторитетом. «Владимир Яковлевич Юкин – личность неординарная, че¬ловек, непохожий на других, он многое дал мне в понима¬нии жизни и живописи» — говорил художник.  
   Есть у Валерия Егорова работа, посвященная Юкину, это «Автопортрет с порт¬ретом  Юкина». На холсте —   две фигуры.   На первом плане художник изобразил себя. Он сидит и смотрит прямо на нас. В фигуре, во взгляде,  в руках художника чувствуется напряжение. Он находится в поисках, в терзаниях, но  взгляд его полон решительности.
   Несмотря на то, что художник изобразил себя на первом плане, прямо у кромки холста,  все же он находится в тени фигуры сидящего сзади него  за столом  Юкина. В фигуре  Юкина прекрасно схвачена  пластика,  характерная поза,  взгляд.    Думается, этим двойным портретом Егоров хотел нам сказать многое о себе, о непростом постижении   искусства, о  значимости личности Юкина во владимирском искусстве.  
     Глядя на эту картину, почему-то, всплывают в памяти слова московского художника  Г.Мызникова, сказанные в 1970 году:   «Когда бываешь на выставках владимирских художников, проскальзывает мысль, что большинство ваших художников – юкинята.   Все они находятся в тени большого дерева по имени  Владимир Яковлевич Юкин.  А это  и легко и очень трудно. Не каждому дано  выйти на собственный путь, найти себя».
  Валерий  Егоров нашел себя в искусстве, нашел собственный путь, собственный почерк.    Всю жизнь художник был предан любимой теме –  пейзажу русской провинции. В пейзажах художника  выражена простая и естественная радость человека от общения с природой, наслаждение ее красотой. Произведения Валерия Егорова обладают той чудотворной силой настоящего искусства, высокой  степенью живописного благородства, которая духовно обогащает, делая нашу жизнь  красивее, совершеннее.
  Имя этого автора вошло в когорту замечательных владимирских мастеров, принадлежащих своей кистью к широко известной  художественной школе, получившей название «Владимирский пейзаж». Произведения Егорова находятся в фондах Государственной Третьяковской галереи ( картина «Праздник в Юрьевце на Волге»), многих региональных музеях страны,  частных собраниях в нашей стране и за рубежом.
Н.Севастьянова – научный сотрудник ВСМЗ