Кувин Анатолий Иванович

Кувин Анатолий Иванович

Родился 29 ноября 1931г. в д. Молитеево Собинского района Владимирской области.

Окончил:

— Ивановское художественное училище (1951)

— Московский государственный ордена Трудового Красного Знамени художественный институт им. В.И. Сурикова (1957)

Член Союза художников России (1977).

Лауреат областной премии в области культуры, искусства и литературы (2011)

Заслуженный художник РФ (2013)

 

Отрывки из книги «Кувин А.И.»

Автор Севастьянова Н.И. – научный сотрудник Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В 1938 году мы переехали во Владимир. Случилось это потому, что наша большая семья лишилась всех средств производства. Лошадь, корову, любимый отцовский тарантас, весь сельхозинвентарь забрали на колхозный двор. В нашей семье было шесть братьев и три сестры. Я самый младший. Старшие разъехались по разным городам, а отец отправился в Москву работать плотником.
  Владимир конца 1930-х – начала 1940-х годов был тихим провинциальным городом, входящим в состав Ивановской области, с населением около 60 тысяч человек.  Утопавший в вишневых и яблоневых садах, он отличался неспешным образом жизни,   провинциальным уютом, горожане хорошо знали друг друга. Многие  занимались огородничеством, держали скотину. Анатолий Иванович вспоминал, что их дом стоял на окраине в окружении бесконечных пустырей, полуразрушенных заборов,  диких зарослей малины и крапивы.
  Детство  Анатолия Кувина  пришлось на военные годы. Несмотря на трудности,  мальчик учился с удовольствием. Из всех школьных предметов  ему особенно  нравилось  рисование.  Его вел Алексей Андреевич Лебедев, за длинные прямые волосы и внешнюю схожесть   с писателем   прозванный  «Гоголем».    Мальчишки смотрели на  него с восхищением, потому, что он был настоящим художником: на холсте писал пейзажи, которые участвовали в областных выставках.  Толя помнит, что однажды был у Лебедева  дома, смотрел картины, которые учитель ставил на необыкновенно красивый деревянный резной мольберт.    
   В 1941году школы Владимира стали закрывать под госпитали,  учащихся часто переводили из одного здания в другое,  и класс Толи Кувина оказался в помещении Дома пионеров.  Даже в войну для детворы здесь работали кружки, среди них –  кружок рисования, который мальчик посещал с большой охотой,   вплоть  до окончания семилетки.
 Закончив училище с отличием, в 1951 году Анатолий поступает  в  Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. Пять лет учебы рядом с талантливыми сверстниками стали хорошей школой. Это было непростое  время. В искусстве доминировали парадные портреты и огромные жанровые полотна,  творимые коллективно-бригадным методом.    
 Анатолий Кувин вспоминает: «Рисунок в институте  нам преподавали Г.Б.Смирнов и М.Н.Алексич. Я не мог понять рассуждений ни того, ни другого. Преподаватели говорили, что не делают из нас художников, а «поднимают нам потолок». Но «потолок»  все же давил.  
   Закончив институт, молодой художник  вернулся в родной город. Он еще не представлял, чем будет заниматься. 

    Жанровые  полотна в советское время часто являлись социальным заказом и писались в  мастерских Художественного фонда, где с 1957 года работал Анатолий Иванович. Фонд  был частью структуры Союза художников СССР,   имел собственные    комбинаты, художественно-производственные мастерские, салоны-магазины.   Через  творческие предприятия  фонда проходило множество художественных работ,   начиная от произведений живописи, графики, скульптуры,  оформления выставок, общественных зданий, заканчивая шрифтовыми плакатами и декоративными панно. На каждый вид работ существовали четкие расценки.  По завершении  работы их качество оценивалось художественным советом.
   Работа в мастерских Художественного фонда  давала заработок, но не всегда приносила удовлетворение. Чем только ни приходилось заниматься художникам! Анатолию Кувину как выпускнику Академии художеств  много приходилось  писать форматных жанровых и  тематических картин по заказам разных организаций: заводов, фабрик, совхозов.