Мокров Николай Алексеевич
10.08.1926 – 19.07.1996
Живописец
Родился в с. Саваслейка Кулебакского района Горьковской области/
Окончил:
— Владимирское художественное ремесленное училище № 1 (1951)
Член Союза художников СССР (1967)
Заслуженный художник РФ (1996)
Инвалид Великой Отечественной войны
Яркая, до накала доведенная звучность картин, ставшая синонимом владимирского пейзажа, находила у Мокрова свое цветовое решение. Непосредственность воспроизведения увиденного делала его живописную манеру мягкой, а письмо легким. Его краски нежны, чисты и, как будто бы, светятся изнутри. Всю жизнь кистью этого искреннего художника водила светлая душа, соединенная с живописью. Пейзажи Мокрова отличаются пластической красотой, их без преувеличения можно назвать поэтическими. Художественное наследие Н. Мокрова составляет гордость владимирской земли, ценно для современной русской пейзажной живописи. Его произведения хранятся в Третьяковской галерее, лучших музеях России и зарубежных коллекциях.
К профессиональному искусству Мокров шел долго. Причиной тому была война. Ему, как фронтовику, познавшему истинную ценность и красоту жизни, было легко сблизиться с такими же владимирскими художниками-фронтовиками, как Владимир Юкин и Ким Бритов. Избрав идеалом национальной красоты пейзаж исконной России, наполненной дыханием истории, каждый из этих художников разрабатывал свои пласты этого идеала.
Мокрова больше всего волновал деревенский пейзаж с непременными маленькими деревянными домами и каменными церквями, которые составляют негромкую примету российской провинции. Будучи необычайно чутким к цвету, Мокров именно цветом создает настроение художественного образа.
Он закрепляет в российской живописи ту традицию лирического «пейзажа настроения», которую развивали в начале XX столетия К.Юон, П.Петровичев, Л. Туржанский, С.Жуковский, у которых Мокров много учился.
Яркая, до накала доведенная звучность картин, ставшая синонимом владимирского пейзажа, находила у Мокрова свое цветовое решение. Непосредственность воспроизведения увиденного делала его живописную манеру мягкой, а письмо легким. Его краски нежны, чисты и светятся изнутри. Именно поэтому его творчество как прозрачная лесная река, питающаяся хрустальными родниками, отражающая мир, в котором живет. Всю жизнь кистью этого искреннего художника водила светлая душа, соединенная с живописью. Пейзажи Мокрова отличаются пластической красотой, их без преувеличения можно назвать поэтическими.
Неоспоримость таланта Николая Мокрова и зримость свершенного им позволяют говорить нам о нем, как о значимой личности в искусстве России.
Художественное наследие Н. Мокрова составляет гордость владимирской земли, ценно для современной русской пейзажной живописи. Его произведения хранятся в Третьяковской галерее, лучших музеях России и зарубежных коллекциях.
Скворцов Александр Игнатьевич- искусствовед.