Саврасов Виктор Сергеевич

Саврасов Виктор Сергеевич

3.09.1924 – 3.12.1976
Скульптор

Родился 3.09.1924 в г. Владимире.
Окончил:

— Владимирский авиамеханический техникум (1947)
— Ленинградское художественно-промышленное училище (1951)

Член Союза художников СССР (1958)
Участник Великой Отечественной войны.

НЕМНОГО  О  СЕБЕ  И  СВОИХ  МЫСЛЯХ  ОБ  ИСКУСТВЕ
   Для меня жить — это работать, работать по призванию, которое пришло ко мне с детства, с ребяческой увлеченности рисовать и лепить. Но сейчас это стало для меня не забавой; а творческой необходимостью. Занятия изобразительным ремеслом приобрело новую форму, форму философского осмысления бытия, отражения жизни в пластических образах живописи и скульптуры.
   Родился я в г. Владимире в Ямской слободе (ныне проспект Ленина) в 1924 году в семье крестьянина. В последствие отец работал поваром, мать была колхозницей. С детства мои родители пристрастили меня к физическому труду, и очень я полюбил косить траву на лесных пожнях и лугах, где, наверно, и соприкоснулся лицом с красотой нашего края. С большим удивлением и замиранием сердца я любовался утренними ясными и туманными зорями, когда небо и солнце отражаются в капельках росы на траве, а деревья в лесу мне казались гигантскими исполинами, которые машут сучьями, как руками, жалуясь на ветер, и не могут сойти с места, а облака — это горы, причудливые замки, которые плывут, как живые существа, и ты стоишь, как очарованный сказкой, которую видишь наяву. Эти впечатляюшие картины природы и явились первыми уроками моей детской фантазии, уроками проникновения в мир прекрасного. Тогда я еще не осознавал, что без воображения, без фантазии нет и не может быть подлинного искусства.
   В 1937 году я учился в школе № 5 им. Пушкина, где полюбил уроки рисования.
   Проникая в красочный мир природы, восторгался гармонией цветового звучания простого камня, найденного на берегу реки. Неизгладимое впечатление производили на меня осенние листья: желтые, оранжевые, багряные… Какая-то невидимая рука начертала на них ажур в яркие праздничные краски. А кружево замороженного окна, когда смотришь из комнаты на улицу… чего только там не увидишь! И сам того не подозревая, я с годами вбирал в себя эту неповторяющуюся красоту, наслаждаясь всем прекрасным, что дарит нам природа.
   Начало Великой Отечественной войны я встретил студентом авиамеханического техникума. Во Владимирском ополчении состоял инструктором военно-лыжного спорта. Но и в те грозные и трудные годы я не расставался с карандашом. И вот фронт, я служил в танковых войсках, наблюдал, как гибли, рушились богатства искусства, созданные руками зодчих и художников. Я сознавал тогда, что защищаю не только людей и землю нашей Родины, но и неисчислимые богатства искусства, созданные руками человека.
   Война кончилась для меня тяжелым ранением 20 апреля 1945 года под городом Брно в Чехословакии. Врачи в госпитале не надеялись на мое выздоровление, но я выжил, вернулся в родной город Владимир, решил посвятить себя любимому искусству.
   Будучи инвалидом войны, в 1946 году побывал в санатории, на берегу моря, часто брал в руки камешки такие гладкие, красивые… Сколько же времени нужно было морю, чтобы так обработать их — думал, какой труд оно затратило, чтобы простой камень стал таким привлекательным? Желание постичь загадки мастерства и привели меня в Ленинградское художественно-промышленное училище им. Мухиной, где я обучался в 1948 году пластике и приемам обработки гранита и мрамора и, конечно, глины, которая является исходным материалом в скульптуре.
   Обучаясь, я понял, что без знаний основ мастерства немыслимо стать настоящим художником. Работа над произведением искусства очень кропотлива. Это работа не только над скульптурой или картиной, но и над самим сабой. Надо постоянно совершенствовать навыки и уменье видеть и претворять увиденное в действительность в виде картин, скульптур, рисунков. А для этого необходимо постичь большое наследие прошлого, анализировать его, делать выводы и заключения, то есть, обогатить себя теми сокровищами, что создало человечество до наших дней.
   Мне ближе всех по творчеству и понятливее по пластике итальянский скульптор эпохи возрождения Донателло, его крепко построенная экспрессивная скульптура меня всегда волнует.
   С годами я пришел к выводу, что художественная выразительность скульптуры заключается в ее цельнопластическом решении, в ее возвышенно-эмоцианальном звучании, скульптура как бы слита в напряжении своими выразительными объемами.
   В заключение скажу, что настоящий художник должен быть гражданином, отражать в своем творчестве время, думы и чаяния своего народа.
   Я являюсь членом Коммунистической партии, вступил в партию на фронте, в грозные годы Великой Отечественной войны. Мне очень приятно то, что мои работы находят место в нашей жизни и служат воспитанию чувств прекрасного в  нашем народе, а выставка расскажет зрителю еще нераскрытые стороны моей жизни и творчества.
  

Виктор Сергеевич Саврасов, член Союза художников РФ, скульптор, первый владимирский керамист, родился во Владимире в Ямской слободе в семье крестьянина. Закончил Владимирский авиамеханический техникум. Во время Великой Отечественной войны состоял во Владимирском ополчении, на фронте воевал в танковых войсках, 20 апреля 1945 года под городом Брно в Чехословакии был тяжело ранен. Имеет боевые награды. После лечения учился в Ленинградском художественно-промышленном училище им. Мухиной, вернулся во Владимир. Член Союза художников СССР с 1958 г., участник сборных и персональных выставок. Работы художника находятся в ГРМ, многих музеях России и за рубежом, в престижных частных коллекциях по всему миру.

 

Виктор Саврасов зачастую работал по заказам государства и, по сути, являлся ярким представителем социалистического реализма в искусстве. Но, несмотря на жесткие идеологические рамки московских худсоветов, он оставался творцом, который стремится раскрыть душу в каждой натуре. Он работал в различных пластических материалах: мрамор, гранит, шамотная глина, гипс, терракота, изучал искусство скульптуры разных стран и времен. Ближе всех ему по художественной выразительности было творчество итальянского скульптора эпохи Возрождения Донателло.

 

В поисках психологической глубины В. Саврасов не останавливался на скульптуре. Его богатое наследие составляют картины, рисунки и многочисленная керамика, среди которой особенно выделяется майолика. Благодаря ему во многих общественных зданиях города появились майоликовые панно. Его разноцветные керамические тарелки отсылают к французской живописи века импрессионистов. Вместе с женой Антониной Саврасовой они разработали серии керамических сувениров местной тематики, образцами для которых послужили белокаменные архитектурные шедевры Владимира и Суздаля.