Хамков Владимир Иванович

Хамков Владимир Иванович

Живописец

Родился 24 марта 1958 г. в п. Анопино Гусь-Хрустального района Владимирской области.
Окончил:

— Владимирское городское профессионально-техническое училище № 15 (1982)

Член Союза художников России (1995)

— Диплом за успешное участие во II всероссийской выставке «ВОЗРОЖДЕНИЕ» (2005)

— Почётная грамота  комитета по культуре Администрации ВО (2005)

— Диплом лауреата всероссийской выставки «МНОГОЛИКАЯ РОССИЯ» (2012)

— Лауреат премии имени народного художника России Владимира Юкина (2014)

— Серебрянная медаль «ДУХОВНОСТЬ. ТРАДИЦИИ. МАСТЕРСТВО» ВТОО «Союз художников России»  (2015)

— Медаль «Достойному» Российская академия художеств  (2016)

— Благодарность Законодательного собрания Владимирской области (2018)

 

Узелки на память. К картине Владимира Хамкова.

  Первое, что замечаешь, когда видишь картины Владимира Хамкова, — их  маленькая, почти миниатюрная величина. Это своего рода  живописные открытки, порой умещающиеся в кармане. Выбрав раз и навсегда жанр, молодой художник ему не изменяет, пишет пейзажи старого Владимира, историко-мемориальные виды, привлекательные не только с эстетической, но и с краеведческой точки зрения.  Такие вещи очень удобно дарить на память, увозить с собой как сувенир.
  Но содержание этих работ не исчерпывается мимолетной сувенирностью.  С ранней юности внимание Хамкова  более всего притягивали русские пейзажисты Куинджи, Левитан, Крымов, Юон. Ему очень повезло, поскольку он имел возможность приезжать в Москву, когда еще была открыта старая Третьяковка. Потом эта благодать закончилась, классиков упрятали в запасники,  и целому поколению осталось листать репродукции. Говорят, что именно это послужило причиной катастрофической утраты чувства цвета, его тонального богатства
  Так или иначе,  но воссоздание живой цветности мира увлекает Хамкова, как одна из главных творческих задач,  его картины напоминают яркие дощечки-палитры, сохраняющие плотную фактурность первичного красочного замеса.
   Очень существенным творческим фактором был и пример коллег-земляков. Владимир в последние десятилетия породил одну из самых интересных школ российского искусства, причем исключительно на основе пейзажа.  Живопись Юкина, графика Французова полна такого исторического чутья, проникновенно реагирующего не только на штучные памятники старины, но и на их естественное окружение. Природа и ничем не приметные деревушки предстают оазисом былого, напитанным многовековой памятью поколений.
  Поэтому, очень знаменательно, что первую государственную премию  посткоммунистической России в области искусства  вручили лидеру школы владимирских живописцев – Юкину.
   Рисование пейзажа, сохранившего первозданный облик дореволюционной России,  в советский период во многом было защитной реакцией чуткого организма культуры на безжалостное уничтожение нашего наследия.
   Для своих картин Хамков специально выбирает уголки старого Владимира, не обезображенные новой застройкой. Туристам, что любуются Успенским и Дмитриевским соборами, кажется, что город в общим-то уцелел, центр во всяком случае пощадили. Но стоит подняться на старинную водонапорную башню, что служит теперь смотровой площадкой, как видишь, что лишь кое-где маячат островки прежнего, одноэтажно-усадебного Владимира, доведенного до невероятно ветхого, трущобного состояния.   С окраин же отовсюду наступают безликие, унылые глыбы новостроек.
   Городской план оказался полем беспощадной битвы двух строительных принципов: прежней, многовековой, сложившейся по естественному обычаю большого села, что растет по мере надобности, постепенно заменяя дерево камнем и новой, абстрактной структуры,  вычерченной на доске, без всякого учета местной экологии. Остатки градостроительной старины съеживаются и чахнут, словно кусты, выдернутые из почвы.
   Владимир Хамков бережно собирает оставшиеся кусочки на своих полотнах, придает им бодрый, нарядный вид, словно речь не идет об обреченных зонах, которым и жить-то осталось считанные месяцы.
   Милая архаика этих обжитых уголков и не нуждается в специальной колористической косметике, она очень красива сама по себе какой-то особенной, щемящее-осенней красотой. Какое бы время года Хамков не писал, красочные тона неизменно обретают насыщенность бабьего лета, последнего яркого всплеска природной стихии, перед медленным переходом к увяданию. Светоносные картинки мерцают издали, своим сиянием согревая интерьер Цвет у Хамкова – главное выразительное средство. Художник не выискивает эффектных ракурсов, полагая, что не стоит тут  слишком умствовать и изощряться. Старые уголки Владимира и так достаточно интересны и затейливы.
  В совокупности эти пейзажи составляют непрерывную серию колористических этюдов, импреоссинистическую повесть о Владимире.
  Повесть о владимирской стороне или живописный альбом  можно к сожалению воссоединить лишь в воображении – художнику нужно жить, пейзажи один за другим уходят, раскупаемые любителями живописи и просто туристами.  Одни уходят, новые  пишутся,  словно узелки на память, красочные заметки, которые как страницы дневника запечатлевают время, атмосферу очагов скромной, будничной красоты. Эта красота никогда не кичилась собою, а просто существовала в виде долгой житейской традиции. В виде непременного исторического фона, без которого древние соборы теряют  часть своего величия. Сбережение городского силуэта – необходимая оправа для центральных драгоценностей.
  Владимирские художники стремятся закрепиться в последних кварталах городского центра, где еще осталась прежняя, историческая среда. Идет битва за мастерские, за угол для работы, но попутно и дома старожилы получают последний шанс уцелеть.
   Владимир Хамков только в начале пути. Но заявка сделана и ее смысл, пусть даже выраженный еще достаточно скромно, подкупает своей духовной чистотой.
   Доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств  М. Соколов