Беляев Николай Яковлевич

Заслуженный художник России Живописец. Николай Яковлевич Беляев — заслуженный художник России, автор многочисленных произведений станковой живописи и графики, справедливо считается одним из патриархов изобразительного искусства Сергиева Посада и создателей городской организации Союза художников. Все, что написано Н. Я. Беляевым на протяжении более чем пятидесяти лет творческого пути, свидетельствует о разностороннем его интересе к окружающему миру, о неравнодушии как к жизни одного человека, так и явлениям широкого общественного звучания. Н. Я. Беляев родился 28 мая 1916 г. в городе Царицыне в семье служащего. 
 
С детских лет он увлекся рисованием, посещал частную студию художника Дурнао. В 1933 г. его семья переехала в подмосковный город Загорск, ныне Сергиев Посад. Систематическое художественное образование Н. Я. Беляев получил в Московском художественном училище Памяти 1905 года (1936-1939 гг.), а затем в студии военных художников им. М. Б. Грекова. С конца 1943 г. Н. Я. Беляев становится активным участником выставок, а в 1945 г. — членом Союза художников. Произведения его приобретаются в музейные и частные собрания. В 1978г. Н. Я. Беляеву присваивают звание «Заслуженный художник РСФСР». Образный язык Н. Я. Беляева ориентировался на традиции таких художников, как К. Ф. Юон, В. Н. Бакшеев, П. П, Соколов-Скаля, опирался на наследие «передвижников» и художников АХРа. 
 
В ранний период его творческой деятельности заметны тематические поиски, стремление к многообразию композиционных решений, манеры исполнения. Картины, посвященные детям и детству, составляли основное содержание живописи конца 40-х— начала 50-х годов. Полотно «Советские ребята» было приобретено в коллекцию Русского музея. В 50-60-х годах Н. Я. Беляев обращается к ленинской тематике, решая ее и в плане раскрытия человеческой личности через портретный образ, и через пейзаж, связанный с местом ее жизни и деятельности. В картинах «Беседа», «Дети в Горках» и других проявилась особенность многих его тематических произведений — жанровая сцена не мыслится автором вне пейзажа. Видное место в творчестве художника занимает портрет. 
 
За десятилетия творческой жизни Н. Я. Беляев обращался к разным жанрам. Но, пожалуй, в изображении природы наиболее полно ощущается притягательность его искусства. Стремление постичь тайны пейзажной живописи сформировалось еще в студенчестве под влиянием П. И. Петровичева — талантливого русского мастера-пейзажиста. Пленэрный пейзаж, исполненный в технике акварельной живописи, становится ведущим в творчестве Н, Я. Беляева с 60-х годов. Акварели он пишет на натуре «с ходу», в один сеанс, порой искренне радуясь внезапно начавшемуся дождю, капли которого вносят неожиданный эффект законченности в лист, над которым он только что работал. Пластические сюжеты, увиденные Беляевым в природе, могут заключаться в незатейливой группе берез, открытом пространстве поля, по которому петляет дорога, куске неба и крышах домов, виднеющихся сквозь ветви и стволы деревьев. Характер выбора природных мотивов позволяет говорить о тяготении художника к лирическому искусству. 
 
Часто он обращается к образу Лавры, передавая ее величественный ансамбль в блеске красок лета и как бы прикрытом таинственным серебристым покрывалом сумеречных осенне-зимних дней. Заливы акварели ложатся ровно и тонко по листу, приобретая плотность и отчетливость в линиях силуэта. Для придания рисунку завершенности художник кистью проходится в главных деталях, сочетая приемы работы «по-сырому» с легкой пропиской в несколько слоев. Жидкие, прозрачные слои акварели позволяют добиться выразительных живописных эффектов в сериях пейзажей, посвященных природе Средней Азии, Болгарии. Густой слой акварели в сочетании с белилами (материал более декоративный), прописанный по коричневому картону, стал важным средством образной характеристики пейзажа в листе «Декабрь во дворе» (1979 г.). 
 
Поиск цветовых отношений, градации тона от самого светлого к темному особенно убедительны в передаче пластических качеств натуры в натюрмортах художника. К несомненным удачам можно отнести натюрморты «Сирень у зеркала» (1978 г.), «Осенний натюрморт» (1970 г.), выдержанный в благородной золотисто-коричневой гамме.