Талащук Алексей Юрьевич

1944

Академик Российской академии художеств (Отделение живописи, 2012г.)
Народный художник РФ (2012г.). Профессор.
Член СХ РФ (1975 г.).
Член международной эмальерной ассоциации Creativ-Kreis International (CKI)(1990г.)
Член РАЕН (2004г.)
Живописец.

Родился 15 июня 1944 года в Ровенской области (Украина).
Живет и работает в Санкт Петербурге.

Занимаемые должности в РФ:
Член общественной палаты при губернаторе Санкт-Петербурга.
Член градостроительного Совета Санкт-Петербурга.

Образование:
Окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной в 1972 году, мастерская П.Д. Бучкина, А.А. Казанцева.

Основные проекты и произведения:
Росписи в архитектуре в Братске, Кирово-Чепецке, Димитровграде.
Художник работает во всех жанрах и техниках живописи, занимается художественной эмалью, графикой, акварелью, монументальной росписью.
Произведения находятся в собраниях Государственного Русского музея, Музея декоративно-прикладного искусства в Москве, Музея — заповедника Сергиева Посада, Музея эмали Барселоны (Испания), Музея эмали Кечкемета (Венгрия), Музея современной эмали Химмерода (Германия), а также в частных собраниях Испании, Венгрии, Швеции, Финляндии, Японии, Аргентины, Италии, США.

Персональные выставки:
Участник городских, областных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок
Юбилейная выставка — 55 лет воссоздания СПГХПА, музей СПГХПА, С-Петербург (1995г.)
Персональная выставка в музее СПГХПА, С-Петербург (1996г.)
Персональная выставка, галерея «Гильдия мастеров», С-Петербург (1998г.)
Персональная выставка, галерея «Гильдия мастеров», С-Петербург (1999г.)
Персональная выставка, Союз дизайнеров, С-Петербург (1999г.)
Выставка в Государственном Русском музее «Акварели, эмали», С-Петербург. (2001г.)
Выставка «Между Богом и Вселенной» в выставочных залах РАХ, Москва (2007г.)
Персональная выставка (более 80 работ) в Государственном Русском музее, С-Петербург. (2014г.)

Государственная, общественная и педагогическая деятельность:
Художник-монументалист в г. Братске (1972г.)
Старший преподаватель ВЛХПУ им. Мухиной (1985г.)
СПБГХПА им. А.Л. Штиглица. Ректор(1994-2009гг.), президент (2009-2014гг.), профессор.
СПГУТД директор центра творческих проектов, и.о. заведующего кафедрой дизайна рекламы (с 2014г.)
Член попечительского Совета “Центра Национальной Славы”

Государственные и общественные награды и премии:
Премия правительства Санкт-Петербурга в области литературы и искусства (2007г.)
Орден “Звезда Вернандского” I степени (РАЕН 2007г.) Орден “Георгия Победоносца” II степени
Золотая медаль ТСХР
Диплом Петра Великого РАЕН.

Награды РАХ:
Золотая медаль РАХ, дипломы РАХ,


Алексей Талащук – постоянство памяти
В его многосложном творчестве рельефно обозначаются те изобразительные качества и свойства, которые Вячеслав Иванов называл реалистическим символизмом – откровением того, что художник видит как реальность в кристалле низшей реальности.

Избегая умозрительных схем и априорных логических идей предшествующих пластическому импульсу, повинуясь только смутным, но неотразимым предчувствиям, он погружается в стихию материала, где, подчиняясь авторской воле, акварель достигает благородной силы масляной живописи, бумага – плотности и звонкости меди, а сумрачное мерцание эмалевых красок вспоминает о средневековых витражах. В этой стихии он может оставаться сколь угодно долго, дожидаясь того почти невозможного мгновения, когда в безостановочное медитативное созерцание каким-то чудом прольется все одухотворяющий неизреченный свет.

И тогда, как в алхимической лаборатории, из глубины визуально-доступной или незримой действительности, из прихотливой соразмерности линий, затаенной цветовой массы-предформы, из глубины пространства- времени и личного опыта-переживания начинают проступать изначальные символические смыслы странных образов-видений: завораживающего «Лунного сияния» и «Золотого вечера», безмолвного «Вечернего покоя» и бредущего к храму «Странника», вечной «Встречи» и «Вечного колокола».

Обретая очевидную, при всей своей эзотерической загадочности, явленность, образы эти, как кусочки драгоценной смальты, вновь и вновь вплетаются в мозаичные метаморфозы бытия, открывая в нем архетипическое постоянство памяти, свойственное подлинному мифотворчеству.

Владимир Леняшин