Памятники театрального авангарда. Исаак Рабинович
Галерея «Элизиум» представляет выставку «Памятники театрального авангарда. Исаак Рабинович», приуроченную к юбилейной дате — 125-летию со дня рождения выдающегося мастера, одного из создателей русского театрального авангарда ХХ века, Исаака Моисеевича Рабиновича.
Экспозиция выставки охватывает творчество художника 1910–30-х годов. Ставшие уже хрестоматийными произведения этих лет отражают поиск и утверждение собственного оригинального художественного языка. Архитектурные принципы построения сценического пространства, введенные Рабиновичем, оказывали влияние на творческие поиски художников оперного и драматического театра на протяжении всего ХХ века.
Рабинович начал работать в эпоху русского авангарда 1910-х годов, что в значительной степени повлияло на формирование его взглядов. Художники и режиссеры творили новое революционное искусство, и Рабинович смело вошел в этот мир. Ученик Александры Экстер, он был знаком с открытиями русских кубофутуристов и с новой западной живописью. Первую известность ему принесли спектакли, поставленные совместно с К. Марджановым, среди которых самый яркий — «Фуэнте Овехуна». Это было зрелище ослепительных красок, контрастных противопоставлений, в нем была злободневность и выразительность плаката. «После этого спектакля, — вспоминал Вс. Вишневский, — мы шли окрыленные на фронт».
В экспозиции выставки представлены редкие эскизы Рабиновича к его ранним постановкам. Костюмы, построенные на принципах кубизма, были явно сделаны под обаянием искусства Экстер. Художник смело экспериментирует, сочетая в костюмах плоскости и объемы, создавая контрасты цвета и фактур.
Исаак Рабинович сотрудничал с Московским государственным еврейским театром ГОСЕТ. Яркий темперамент художника проявился в постановке драмы «Бог мести» Шолома Аша (1921, режиссер А. Грановский). Угловатые кубообразные формы предметов интерьера, мрачный колорит, тусклое освещение усиливали атмосферу таинственности. В «Колдунье» Гольдфадена (1922, режиссер А. Грановский) реальность и вымысел слились воедино. В декорациях сквозь условность конструкции проглядывает конкретность реального прототипа. Такое своеобразие художественного языка А. Эфрос охарактеризовал как «живой конструктивизм».
Работая с великими режиссерами К. С. Станиславским, В. И. Немировичем-Данченко, Е. Б. Вахтанговым, Исаак Рабинович ярко и талантливо проявил себя как в драматических, так и в оперных постановках. Он внес новаторские идеи в оформление спектаклей на сценах академических театров: Большого театра, музыкального театра Немировича-Данченко и др. Его работы заслужили высокую оценку крупнейших иностранных режиссеров-реформаторов, таких как Андре Антуан, Гордон Крэг и Макс Рейнгардт …
Для постановки «Лизистрата» (1923) Рабинович создал конструктивистские декорации, превратив сценическое пространство в активно действующую среду. Художник запечатлел на сцене образ Эллады — яркий, полный жизни, страсти и света. Декорация видоизменялась на глазах зрителей. Ярко-синий фон, белые колонны, желто-оранжевые и огненно-красные костюмы бросали вызов конструктивистской аскетичности и монохромности. Придя на выставку в галерею «Элизиум», зритель сможет убедиться в этом и ощутить атмосферу Древней Греции, оказавшись как бы внутри декорации легендарного спектакля.
В оформлении «Карменситы и солдата» (1924), очередной совместной работе Вл. Немировича-Данченко и Рабиновича, сочетаются кубистическая и конструктивная стилистика, а сама архитектурно-пластическая установка напоминает арену для боя быков. Художник мастерски использует цвет, а особенно свет, который оживляет и усиливает эмоциональное воздействие спектакля. Палитра красок отсылает нас к полотнам великих испанских живописцев.
В 1930-е годы Рабинович создал превосходные эскизы декораций и костюмов для столичных театров. К наиболее ярким постановкам относятся оперы «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и «Гугеноты» Д. Мейербера для Большого театра.
Персональная выставка Исаака Рабиновича в галерее «Элизиум» демонстрирует своеобразие и масштаб творческого дарования художника. Впервые зрители смогут увидеть серии эскизов костюмов к постановке «Тилль Уленшпигель» (1931), эффектно раскрывающие творческие поиски художника, а также разработки эскизов грима к «Евгению Онегину» (1933) и «Гугенотам» (1934), яркими и смелыми штрихами рисующие образ каждого героя.
Работы для выставки предоставили: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, Российский национальный музей музыки, музей Московского художественного академического театра, Государственный академический Большого театр, Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.