Юкин Владимир Яковлевич
9.06.1920 – 10.07.2000
Живописец
Родился в п. Мстёра Вязниковского района Владимирской области.
Окончил:
— Ивановское художественное училище (1940)
— Два курса Львовского художественного института декоративно-прикладного искусства
Член Союза художников России (1952)
Народный художник РФ (1995)
Серебряная медаль Академии художеств СССР (1991)
Лауреат Государственной премии РСФСР (1992)
Участник Великой Отечественной войны.
На холстах сверкают в полную силу звонкие открытые цвета. Каждый мазок объемен, весом. Вблизи красочные холсты похожи на трудно вспаханное поле. Но делаешь шаг назад – и напряжение красочного пятна складывается в зримый образ родной земли: опустевшие осенние нивы, отдыхающие после жатвы, луговое разнотравье, колышимое летними ветерками, искрящийся на солнце снег в березовых перелесках, ширь лесных разливов.
О, красна ты, земля владимирская! — эти слова летописца вспоминаются перед картинами Владимира Яковлевича Юкина.
Житейская и творческая биография художника неотделимы от владимирского края. Призвание живописца для него не случайно. Уроженец Мстеры, прославленного центра лаковой миниатюры, мог ли он не увлечься искусством! Пронесенное через годы это увлечение, вместе с пришедшей позднее любовью к живописному наследию древнерусских мастеров Владимира и Суздаля во многом повлияли на формирование своеобразной творческой манеры Юкина. В ее основе лежит органическая преемственность традиций народной художественной культуры, пристрастное отношение к действительности и активное преображение жизненного материала средствами искусства, повышенная экспрессия чувства, настроения, формы, цвета.
Ровно три десятилетия минуло со времени первого появления полотен Юкина перед всесоюзным зрителем. Тогда за плечами молодого живописца была учеба в ивановском художественном училище и Львовском институте прикладного искусства а так же преподавание в Мстерской художественно-промышленной школе. А главное – за плечами молодого художника были испытания Великой Отечественной войны. Пережитое за военные годы и помогло ему в значительной степени наполнить свои пейзажи обостренным чувством любви к дорогим с детства местам, радостью вновь обретенного мирного труда.
Так уже в самом начале определилась ведущая тема творчества Юкина, объединяющая по сути все созданное им с тех пор. Это родная земля, поэзия и мудрость повседневной жизни на ней. В мировосприятии художника естественно сливаются ощущения непреходящего величия просторов Родины и трепетной изменчивости природного бытия. Высоки горизонты его пейзажей, словно стремящихся вместить всю ширь родных полей, рождающих и хлеб и песню; а в натюрмортах охапка неприметных на первый взгляд луговых цветов и трав раскрывает могучую плодоносную силу земли.
Обостренное восприятие окружающего мира позволяет Юкину чутко улавливать на холсте бег времени, тончайшие внутренние движения природы: смену времен года, дня и ночи. Эпос и лирика в равной степени определяют образный строй его произведений.
В них нет лишнего пафоса, исключительности пейзажного или жанрового мотива. Жизнь на холсте течет повседневно: вот по старинке полощут белье в реке, ждут автобуса на окраине поселка, везут сено с дальних покосов или едут за почтой из деревни в районный городок. Но нет в этих сюжетах и следа обыденности. Любое привычное действие предстает у Юкина неповторимым и эстетически ценным. Истоки этого умения живописца открывать высокую поэтику будничных явлений видятся в его способности ощущать неразрывное единство естественной и рукотворной природы. Даже там, где нет изображения людей, ощутимо присутствия человека: будь то зримые следы его труда на земле или созвучное человеческому чувству настроение, которым окрашен пейзаж.
В основе характера каждого из сюжетов, изображаемых живописцем лежит верность натуре. Оттого так узнаваемы картины Юкина. Будучи верным жизненной правде в главном, он не нуждается в мелочном правдоподобии. Его полотна вбирают в себя итоги тех наблюдений и размышлений, которые рождаются от сотен пройденных по земле километров. Двадцать лет назад художник переехал из Мстеры во Владимир. Правдивей будет сказать, что он прожил в городе 20 зим. Потому, что Юкин большую половину года Юкин как и прежде проводит с этюдником во владимирской глубинке, открывая новые характеристики любимых мотивов. При этом в облике владимирских полей он ищет и находит черты, свойственнее всей среднерусской природе.
Взволнованный рассказ живописца о родных местах перерастает в повествование о родине в целом.
Но если сам Юкин не ищет впечатлений в дальних поездках, вновь и вновь возвращаясь на исхоженные тропы владимирщины, то зато путешествуют его картины. Стоящая перед устроителями выставки задача собрать на ней все лучшие произведения художника оказалась не только сложной, но и в целом ряде случаев невыполнимой. Ведь многие полотна Юкина давно стали частью десятков отечественных и зарубежных художественных собраний, другие экспонируются на всесоюзных, республиканских, зональных смотрах.
Тридцать лет творческой работы, шестьдесят прожитых лет подытоживает выставка. Владимир Яковлевич Юкин пришел к ней во всеоружии опыта, зрелого мастерства. Время укрепило руку, держащую кисть, но при этом не лишило художника ни зоркости взгляда, ни свежести восприятия, ни остроты переживания художника – тех качеств его дарования, которые четверть века назад заставили впервые заговорить о полотнах владимирского живописца.
С тех пор во Владимире сложилась целая живописная школа, все более привлекающая заинтересованное внимание и любителей искусства и профессионалов.
Ныне здесь живут и работают такие интересные и известные живописцы, как Бритов, Кокурин, Егоров, Лукин, Мокров и др., в картинах которых, как в зеркале отражается и весь путь становления. И сама сущность творческого метода, вошедшего в историю советской живописи под названием «владимирский пейзаж».
Имя Владимира Яковлевича Юкина пользуется особой известностью и авторитетом. Однако, как и прежде, каждой новой его работе предшествует период раздумий и сомнений – неизменных спутников поиска. А происходит это все потому, что счастливая судьба свела его на жизненном пути с прекрасными и бесконечно пытливыми художниками В.Ивановым,
Э. Браговским, В.Попковым, Е.Зверьковым, П.Никоновым, В.Бобровым.
Живопись Юкина становится со временем все богаче и тоньше по заложенным в ней чувствам, все совершеннее по мастерству. Это заставляет с интересом и нетерпением ожидать его новых произведений.
Арофкин В.
1970г. г. Владимир. художник Владимир Юкин. Киножурнал Наш край №51, 1970г.