Егоров Валерий Сергеевич
22.03.1940 – 11.07.1998
Живописец
Родился в г. Коврове Владимирской области.
Окончил:
— Мстёрскую художественную школу промысловой кооперации (1959)
Член Союза художников России (1971)
Заслуженный художник РФ (1995)
Лауреат обл. премии в области культуры, искусства и литературы (1994)
Представитель владимирской живописной школы. Изысканная цветовая гамма, лирическое настроение и душа художника, живущая в каждом произведении – вот что отличает творчество этого мастера. Один из характерных мотивов творчества — красные крыши сельских домов.
Основными темами пейзажей художника являлась жизнь и быт русской провинции: Владимира, Мстеры, Суздаля, Юрьевца на Волге. В них выражена простая и естественная радость человека от общения с природой, наслаждение ее красотой.
Сила большого искусства.
Неумолимо бежит время. Прошло уже много лет, как художника нет с нами. Но жива память, живы работы, в которых заключена частичка его души, значит, жив и их автор.
Первое признание пришло к Валерию Егорову в 1959 году. Его картина «Мстера», которая экспонировалась на Всесоюзной выставке самодеятельных художников, принесла ему премию: этюдник, мольберт и зонт. Это был успех, который ошеломил девятнадцатилетнего художника и определил весь его дальнейший творческий путь. «Мстера» была посвящена всем художникам и мастерам, которые помогли ему, ещё подростку, учащемуся мстерской художественной школы, не только развить талант, но и зало¬жить основы верного и истового служения искусству.
Валерий Егоров родился в Коврове, в сороковом году. Во время войны семья переехала в Юрьевец на Волге. Небольшой городок, просторы великой русской реки стали для мальчишки настоящей вселенной разно¬образнейших эмоций. Волжская ширь, протяжные гудки белых пароходов, серые чайки на крыле высокой волны и печально зовущий за собой клин журавлей в холодно-голубом осеннем поднебесье. Все это – Волга, и она навсегда оставила след в сердце мальчишки.
В конце сороковых семья Егоро¬вых вернулась в Ковров. Валерий вспоминал, что уже в десятилетнем возрасте он ощущал необъяснимое же¬лание выразить свои чувства на бумаге с помощью кисти, что познакомился с парнишкой – Витькой, который умел рисовать так хорошо, что ему соседи даже заказывали картины. И это было для Валеры чудом. Сам он любил черчение. А Витька говорил: «Если тебе нравится черчение, значит, ты сможешь и рисовать, давай рисуй», – и звал его на этюды.
Так и пошло, собирается утром Валера, буд¬то в школу с портфелем, а сам с Витей — на этюды. Прогуливал уроки, было, а после семилетки решил в Ивановское художественное училище поступать. Но родители в Иваново не пустили: «Там чужой город, там шпана. Лучше во Мстеру поезжай, там хоть родствен¬ники есть».
Так Валерий оказался во Мстере. Пришел в художественную школу, посмотрел шкатулки — и обмер. Ничего подобного прежде не видел. Шкатулки его поразили, он не знал, что есть такое письмо и что он может этому письму научиться… В 1959 году он с отличием закончил художественную школу, через год вернулся в родной Ковров. Там стал заниматься живописью. Но в память о годах учебы во Мстере в семье Валерия Егорова по сей день хранится его работа – шкатулка, выполненная по мотивам пушкинских «Бе¬сов».
В 1960 году Валерий Егоров переехал во Владимир. Атмосфера владимирского искусства в те годы была совершенно уникальной – здесь царил дух творческого поиска, большого эксперимента, соревновательности. Объединенная общей целью, во Владимире работала группа художников-единомышленников, решавших большие новаторские задачи в искусстве. На владимирской земле рождалась новая живопись — жизнеутверждающая, свежая, неформальная, получившая в дальнейшем самую широкую известность.
Молодой художник быстро вошел в круг молодежи, рядом со старшими товарищами включившейся в цветовые поиски и эксперименты. Наступило время напряженной работы. Валерию хотелось много сделать, познать, постичь. В эти годы он активно ведет поиски своего творческого лица, участвует во многих серьезных российских и зарубежных выставках. В 1967г. Валерий Егоров становится членом Союза художников СССР.
Во владимирском искусстве Валерий Егоров был одним из тех художников, кто писал работы, где фигуры людей являлись не просто красивым дополнением, стаффажем. Персонажи в его произведениях выходили на первый план, были главными героями — они занимались своими будничными делами, хлопотами, жили повседневной жизнью.
В одном из интервью Валерий Егоров говорил: «Я считаю важным писать так, чтобы природа и чело¬век на моем холсте были равнознач¬ными героями. Нужно одинаково хоро¬шо знать природу села и природу человека, писать их, не умаляя достоинства ни того, ни другого. Для этого нужно много. Я об этом думаю всегда. И когда иду по улице, и когда обедаю, и даже когда делаю какие-то второстепенные дела. В таком напря¬женном состоянии сюжеты работ, бывает, даже снятся».
В среде владимирских художников безусловным творческим лидером был Владимир Юкин. Для Егорова этот удивительный человек и большой художник был непререкаемым авторитетом. «Владимир Яковлевич Юкин – личность неординарная, че¬ловек, непохожий на других, он многое дал мне в понима¬нии жизни и живописи» — говорил художник.
Есть у Валерия Егорова работа, посвященная Юкину, это «Автопортрет с порт¬ретом Юкина». На холсте — две фигуры. На первом плане художник изобразил себя. Он сидит и смотрит прямо на нас. В фигуре, во взгляде, в руках художника чувствуется напряжение. Он находится в поисках, в терзаниях, но взгляд его полон решительности.
Несмотря на то, что художник изобразил себя на первом плане, прямо у кромки холста, все же он находится в тени фигуры сидящего сзади него за столом Юкина. В фигуре Юкина прекрасно схвачена пластика, характерная поза, взгляд. Думается, этим двойным портретом Егоров хотел нам сказать многое о себе, о непростом постижении искусства, о значимости личности Юкина во владимирском искусстве.
Глядя на эту картину, почему-то, всплывают в памяти слова московского художника Г.Мызникова, сказанные в 1970 году: «Когда бываешь на выставках владимирских художников, проскальзывает мысль, что большинство ваших художников – юкинята. Все они находятся в тени большого дерева по имени Владимир Яковлевич Юкин. А это и легко и очень трудно. Не каждому дано выйти на собственный путь, найти себя».
Валерий Егоров нашел себя в искусстве, нашел собственный путь, собственный почерк. Всю жизнь художник был предан любимой теме – пейзажу русской провинции. В пейзажах художника выражена простая и естественная радость человека от общения с природой, наслаждение ее красотой. Произведения Валерия Егорова обладают той чудотворной силой настоящего искусства, высокой степенью живописного благородства, которая духовно обогащает, делая нашу жизнь красивее, совершеннее.
Имя этого автора вошло в когорту замечательных владимирских мастеров, принадлежащих своей кистью к широко известной художественной школе, получившей название «Владимирский пейзаж». Произведения Егорова находятся в фондах Государственной Третьяковской галереи ( картина «Праздник в Юрьевце на Волге»), многих региональных музеях страны, частных собраниях в нашей стране и за рубежом.
Н.Севастьянова – научный сотрудник ВСМЗ