Бритова Наталья Кимовна

Бритова Наталья Кимовна

Живописец

Родилась 9 января 1961 г. в г. Владимире.

Окончила:

— Московское художественно-промышленное училище памяти 1905 года (1980)

— Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (1988)

Член Союза художников России (1990)

— Диплом ВТОО «Союз художников России» (2012)

Почётная грамота Министерства культуры РФ (2012)

-Лауреат премии имени Виктора и Аполлинария Васнецовых Правительство Кировской области, номинация «ВДОХНОВЕНИЕ» (2012)

— Заслуженный художник РФ (2014)

Интервью с Бритовой Натальей.
Жемчужина и гордость искусства нашего края Владимирская  школа пейзажной живописи давно переросла рамки российского искусства.Творческая планка  Владимирского пейзажа как живописного  направления чрезвычайно высока, и  задает тон всему искусству области. Картины  владимирцев на российских выставках узнавались всегда и без подписей, настолько яркими, самобытными они являлись.
   Повлияло ли доминирующее направление владимирского искусства 20-го века на современных молодых художников? Каковы контуры современного искусства Владимирского края?   
    Мы попытаемся ответить на эти вопросы, рассказав о молодых  художниках — детях виднейших владимирских живописцев.
      Сегодня я  беседую с художником – живописцем  Натальей Бритовой  в ее мастерской, которая находится дверь в дверь с мастерской  отца, Народного художника России, Кима Николаевича Бритова. Отец Натальи — выдающийся российский художник, один из основоположников широко известной  в нашей стране и за рубежом  школы владимирского пейзажа.
 Сегодня, накануне 60 –летнего юбилея Владимирской организации Союза художников России хочется задать Наташе много вопросов,  потому, что только из первых уст можно получить ответ на  волнующую тему преемственности  поколений во владимирском искусстве, а также, проблему отцов и детей в художественном творчестве.
   -Наташа, знала ли ты с детства, что будешь художником?
  — Жизнь нашей семьи всегда была пропитана искусством, подчинена ему и невозможно было жить отстраненно. Из первых моих творческих проб  помню, когда я, наверное, лет  в  8, простым графитным карандашом нарисовала несколько портретов близких. Родственники были удивлены сходством,  и отец меня похвалил. Рисунки были показаны на выставке детского творчества, это придало мне уверенности в своих силах, и желание рисовать увеличилось. Рисовала я в детстве с увлечением и получала удовольствие от этих занятий, посещала детскую художественную школу.
     Первой  работой, выполненной маслом, лет в 11, был «Натюрморт с подсолнухами». И теперь, оглядываясь назад, я уверена, что  легко  взялась за серьезные  художественные материалы, не побоялась их, видя, как работает отец, как его краски ложатся на холст.  
    Основательно вопрос выбора для меня встал  в 15 лет. К этому времени я уже понимала, что ближе всего для меня искусство.   В 1976 я успешно поступила, и в 1980 году окончила Московское училище «Памяти 1905 года». Затем, в 1988 году закончила факультет станковой живописи Московского художественного института им. Сурикова.
—    А в студенческие годы Ким Николаевич как-то оказывал на тебя влияние,  наблюдал, направлял?
—    Я помню как после первого курса училища отец взял меня на этюды, и мы целое лето работали с ним  бок о бок. Тогда он, на практике, личным примером, рассказом и показом, дал мне столько полезного, что это невозможно переоценить. Начиная с самых простых навыков в работе, кончая тонкостями и  личными секретами художественного мастерства. В эти месяцы  была заложена серьезная практическая  база. Я научилась писать, составляя сложные тона из отдельных мазков чистого цвета, с расчетом на их оптическое смешение при зрительном восприятии.   Так работали французские  импрессионисты. Я стала писать цветом, восхищаясь и увлекаясь его магией.
    Результатом того памятного лета стала работа, с которой я впервые участвовала на Областной художественной выставке.
     Отец никогда не давил на меня, не навязывал мне своего видения мира и своей живописной манеры. Более того, он  всегда говорил мне твердо, что подражание для молодого художника это тупиковый путь. Каждый должен  искать свою дорогу.       
     -Легко быть дочерью Кима Бритова?
 — Конечно, быть дочерью такого большого художника и известного человека,  нелегко. И было время, когда на мои работы смотрели через отца, через призму его творчества, и часто сравнивали. Может быть, поэтому в юности было   велико желание скорее самоутвердиться в искусстве. Но я всегда удивлялась,  как можно сравнивать творчество двух художников, когда каждый из них видит мир своими глазами?  
   Сегодня Наталья Кимовна Бритова  — зрелый художник. Ее, как живописца,  отличает индивидуальная манера, уверенность кисти, с которой она изъясняется на живописном языке.
 Увлеченность портретом по окончании института, сегодня сменилась на традиционный для владимирщины  пейзаж. Она уверена, что творческое лицо художника по-настоящему может открыть только пейзаж. В пейзаже не спрячешься за значимым сюжетом, в нем сразу видно, обладает ли художник чувством тона и ритма, умеет ли собрать цвета  в гармонию,  владеет ли плоскостью холста.
       — Наташа, какие задачи ты ставишь для себя в работе над пейзажем?
          — Для меня важно найти настроение в каждом мотиве. Казалось бы в пейзаже все давно известно — поля, лес, облака. Но подобно тому, как в музыке, имеющей всего семь нот, рождаются прекрасные  мелодии, так и в пейзаже,  из  каждодневных, будничных картин художник складывает свое живописное повествование о родной земле.
        Я стараюсь ухватить состояние мотива, а затем, усиливая, либо смягчая его,  добиться нужного настроения. Чтобы решить поставленную задачу, иногда я намеренно обостряю пережитые при написании этюда ощущения. В живописи  стремлюсь к созданию свето-воздушной среды, вибрации света и воздуха.
   Работает Наталья  увлеченно, пейзажам ее присущи искренность,  отсутствие вычурности,  псевдоновизны. Ей удалось найти именно тот пластический язык, который соответствует ее  темпераменту. Живопись  Натальи Бритовой пастозна, ее отличает  смелый, широкий, пластичный мазок. Художнику удается достаточно точно передать  всю палитру эмоций, не уводя зрителя в мелочную детализацию.     
    Композиции  молодого мастера  крепко и ладно сидят в форматах  холста, утверждая  материальность и вещественность окружающего мира. Видимо, эти качества она унаследовала от отца, выдающегося художника, чьи произведения  имеют  особую основательность и эмоциональную плотность.
       Сложившаяся сегодня  манера  письма Натальи Бритовой — это приверженность к традиционной живописи. Но это традиции, на почерке которых сказалось не только знание европейского искусства, но и кровное родство с владимирским пейзажем. О конкретном влиянии говорить не приходится, скорее это органичное освоение живописной культуры владимирской школы, равноправное с ней партнерство. И это естественно, ведь Наталья Бритова родилась и выросла в уникальной среде в самом  эпицентре  Владимирской живописной школы, в доме, где жил и работал Владимир Юкин, где сегодня живут и работают Ким Бритов, Валерий Кокурин.
    Наталья Бритова  любит писать родные места. Она любуется и цветущей сиренью у деревенской околицы, и синим утром на реке, и церковными куполами маленьких провинциальных городков.   
       Энергичная и подвижная личность, Наташа Бритова много бывает и в Европе, это: Франция, Голландия, Черногория, Испания, Бельгия. Видимо поэтому в родном городе ее мягко  называют «Владимирской парижанкой».
     В путешествия она берет связки картонов и холстов. Таких художников почти не осталось: сейчас  многие пишут в мастерских по фотографиям и этюдам. А Наталья водружает холст на этюдник и под взглядами любопытных  пишет пленэрную  работу  в один – два сеанса. Поэтому ее произведения  это слепок живого чувства,  идущего от природного мотива.
  Хоть большинство европейских работ Натальи Бритовой и натурны, все же,  по своему состоянию они  являются скорее поэтическими пейзажами-воспоминаниями, с характерной широкой, трепетной и воздушной живописью, как будто подернутой жемчужным флером, обобщающим впечатление и уводящим пейзаж в мир ностальгических видений.
  Сегодня художник  Наталья Бритова  испытывает творческий  подъем, ее полотна находят зрителя, ценителя, коллекционера. Это естественно, ведь ее, как мастера отличает хороший вкус  и высокая требовательность к себе.
Надежда  Севастьянова – научный сотрудник ВСМЗ