Куприянов Михаил Васильевич (Кукрыниксы)
Кукрыниксы
Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской премии и шести Государственных премий СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина, Герой Социалистического Труда
М.В. Куприянов родился 21 октября 1903 года в небольшом городке Тетюши, расположенного неподалеку от Казани.
Окончил ВХУТЕМАС/ВХУТЕИН в 1929 году. Учился у профессора Н.Купреянова, рисунок вели П.Митурич, П.Львов.
Куприянов сформировался в начале своего творческого пути как график. Однако, уже в его ранних черно-белых работах пятно часто превалировало над линией, силуэтом, светотеневые отношения были столь тонки, что часто вызывали у зрителя ощущение света. Обращение к живописи стало важным этапом в творческой биографии мастера. Это вовсе не исключало его полный отход от графики. Наоборот, в творчестве Куприянова органично синтезируются живопись и графика. Точный энергичный рисунок соединяется с правдивой, благородно красивой цветовой гаммой. Художник часто пользуется силуэтными решениями, придающими его этюдам, мягким и гармоничным по колориту, своеобразную остроту.
Излюбленный жанр Куприянова в живописи – городской пейзаж.
Нежной сыновней любовью согреты пейзажи военной Москвы. Правдиво отображая в них тяготы быта города, очереди на трамвайных остановках, необычную пустынность улиц и площадей, холодные дожди, заливающие мосты и тротуары, Куприянов раскрывает в Москве и москвичах мужественную силу, собранность, внутреннее величие.
По мере приближения победы и в дальнейшем в произведениях Куприянова (Кукрыниксы) возникает и все более отчетливо звучит нота торжественной и мажорной благородной силы. В Москве и Ленинграде он запечатлевает всем знакомые и любимые места, замечательные архитектурные памятники, естественно входящие в современный городской пейзаж. В работах этого периода воплотились память народа о великом прошлом страны и гордость за ее героическую современность.
Обостренное войной чувство любви к родной земле глубоко проявилось в волжских пейзажах Куприянова. От созерцания их порою щемит сердце, нисходит светлая печаль, делается отрадно, легко и спокойно – так много они говорят душе русского человека. Мотивы волжских пейзажей Куприянова скромны и интимны. Многие из них написаны в Плёсе. Художника чаруют тонкие, очень сложные состояния жизни природы, более всего вечерние. Элегическую, мечтательную ноту вносят отражения в светлой и спокойной глади воды фигур людей, лодок, деревянных пристаней, деревьев, архитектурных сооружений. В этих отражениях они будто бы обретают другое, чуть загадочное и таинственное бытие. Волжские пейзажи Куприянова притягивают своей душевной чистотой, состоянием внутреннего покоя и сосредоточенной тишины.
Значительные достижения Куприянова связаны с произведениями, на которые его воодушевила природа юга. Но художника привлекают не ее экзотика и великолепие. В Крыму он любит писать Коктебель – место почти суровое, лишенное богатой растительности, пленяющее скалами, горой Карадаг, особой прозрачностью морской воды и изумительным берегом.
Прекрасною и очень плодотворною порою в творческой жизни Куприянова стали месяцы, проведенные им в любимом им Геническе. В азовских пейзажах Куприянова, где очень полно раскрылись особенности его духовного восприятия, проявились лучшие качества его высокого живописного мастерства. В каждом из этюдов заключен свой художественный образ, найдено поэтическое звучание. Если поставить их рядом, то перед зрителем раскроется все многообразие состояний природы, изображенной художником в разное время суток – от раннего утра до сумерек. И в каждом из них – особенности световоздушной среды и атмосферы. Самые лирические из генических этюдов – изображения вечера и сумерек. Куприянов тонко чувствует сложные, неопределенные, переходные состояния жизни природы, меняющиеся цветовые оттенки.
Со второй половины 50-х годов творчество Куприянова обогащается пейзажами, созданными в странах Западной Европы, прежде всего в Италии и Франции. Париж, Рим, Венеция, Неаполь волнуют Куприянова своим неповторимым своеобразием подлинной жизни города, его улиц, площадей, рек, каналов, архитектуры, манеры поведения людей, образа их жизни – всего того, что делает этот город именно таким, а не другим, свобода и непосредственность, с какой Куприянов запечатлевает впервые увиденные картины чужой природы, определяются тонкой восприимчивостью его натуры. Художник выступает здесь как превосходный мастер законченного, отработанного с натуры этюда. Его умение проявляется и в том, как верно он выбирает характерный мотив, находит нужную точку зрения на объект изображения.
Наряду с городским пейзажем в творчестве Куприянова 1960-1980-х годов все большее место занимает так называемый чистый сельский пейзаж. В этом сказалась увеличивающаяся год от года тяга современного городского человека к вечно живому источнику жизни природы.
Пейзажи Куприянова всегда свежи по чувству, естественны и вместе с тем композиционно построены и продуманы. Пространство в его пейзажах пронизано светом и воздухом. Погруженные в мягкую световоздушную среду фигуры людей, предметы, земля, вода воспринимаются в живой связи и взаимодействии. Пленэр, правдивость и богатство цветовых и тональных отношений являются у Куприянова основным средством образного отражения действительности. Пластика его живописного языка естественно изящна и благородно проста. Он пишет легко и свободно, местами покрывая холст жидкой прозрачной краской, местами нанося густые рельефные мазки. Куприянов в совершенстве владеет цветом и его тональными отношениями, что позволяет ему передавать освещение так верно и выразительно, что можно по ощущению определить не только утро или полдень, но и буквально часы дня.
Картины М.В.Куприянова (Кукрыниксы) находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Вильнюсском государственном музее искусств, в частных коллекциях в России и за рубежом: Италии, Испании, Франции, Германии, Японии, США.