Смирнов Олег Юрьевич

Живописец-импрессионист.
Заслуженный художник России.
Родился в 1931 году в г. Конотопе Сумско области (Украина).

В 1956 году получил высшее архитектурное образование в одном из Московских институтов. Идя по стопам своего деда – профессионального художника – О. Ю. Смирнов активно занимался живописью, следуя традициям академической школы.

В 70-х годах огромное влияние на формирование художника оказали поездки на Академическую дачу, во время которых он мог общаться со многими известными живописцами и совершенствовать свое мастерство.

Информация о художнике с портала http://www.museum.ru/N60162:

«О. Ю. Смирнов родился в 1931 году в г. Конотопе Сумской области (Украина). В 1956 году окончил архитектурно-строительный факультет одного из московских институтов, работал в проектных и строительных организациях столицы, в Совете Министров РСФСР. Начало жизненного пути не предвещало будущности художника. Однако, после окончания института О.Смирнов, дед которого был профессиональным художником, стал увлеченно заниматься живописью, четко следуя традициям отечественной академической школы живописи.

Более серьезное отношение к живописи стало формироваться у художника с 1972 года во время регулярных поездок в составе творческой группы на Академическую дачу. Общение с признанными российскими мастерами, приподнятая атмосфера творчества, постижение профессиональных секретов и стремление к самосовершенствованию — все это стало для художника настоящей школой, которая дала свои позитивные результаты. Пришло признание — с 1980 года О. Ю. Смирнов — член СХ СССР, участник многих отечественных и зарубежных выставок.

В 1972-1975 гг. он был директором Художественного фонда РСФСР. С 1975 года более пятнадцати лет являлся заместителем президента Академии художеств СССР по административным и производственным вопросам. В 1990 году по поручению Академии художеств СССР О. Ю. Смирнов находился в длительной творческой командировке на академической даче Абамелик в Риме.

С особой благодарностью О. Ю. Смирнов вспоминает художников, творчество которых было ему особенно близко, мастеров, которые не раз оказывали ему поддержку. Это — А. В. Киселев, Е. И. Зверьков, А. С. Папикян, Э. Г. Браговский, Б. С. Угаров.

По характеру своей работы О. Ю. Смирнов находился в дружеских отношениях со многими крупными современными мастерами того времени, общение с которыми позволило ему собрать довольно представительную коллекцию этюдов, живописных и графических произведений ряда ведущих художников как Российской Федерации, так и бывших союзных республик. С годами желание отдать посильный долг земле, взрастившей его, определило решение передать в дар городу Конотопу коллекцию из 250 произведений живописи, скульптуры и графики известных советских художников, которую художник любовно формировал на протяжении нескольких десятилетий, а также личную библиотеку — более пятисот книг, каталогов и альбомов по искусству. В состав этой коллекции наряду с произведениями таких признанных мастеров, как Л. Бродская, Э. Браговский, Е. Зверьков, В. Пименов, Ф. Решетников и других, входили также работы и молодых художников. В знак благодарности за бескорыстный дар жители Конотопа избрали О. Смирнова почетным гражданином города.

С самого начала творческой деятельности художник был неразлучен с этюдником, а его любимой «моделью» стала среднерусская природа. О.Смирнов не упускал возможности фиксировать и свои туристические наблюдения, будь то пейзажи Крыма и Средней Азии, либо этюды, выполненные в зарубежных поездках по многим странам Европы, Азии, Латинской Америки, среди которых немало работ с точно и тонко запечатленными видами всемирно известных памятников архитектуры. Это и изображения залитых солнцем белокаменных дворцов на португальском побережье, и пейзажи-наброски яркой по колориту латиноамериканской природы, и впечатления от непривычной для глаза архитектуры древних индуистских храмов, и мотивы, увиденные на побережьях Болгарии.

Но они лишний раз убеждают в том, что основным центром творческого вдохновения автора была и остается природа центральной России, которая как будто и существует для того, чтобы откликаться на его чувства и настроения. Неяркое свечение облаков над погружающимися в вечерний сон среднерусскими лугами, ослепительная белизна заснеженных подмосковных перелесков и неугомонный бег паводковых вод среди холмистых долин Тверской земли — все это мотивы, к которым издавна привязана душа живописца О.Ю. Смирнова.

Пейзажи О. Ю. Смирнова отражают не только своеобразие и неповторимый колорит местности, но и являются свидетельством душевного состояния художника, для которого природа является неисчерпаемым источником самых разных чувств, душевных настроений. Он как бы ведет с нею оживленный диалог, пытаясь приобщиться к ее тайнам.

Изображение сельских уголков в своей первозданности преобладает в творчестве художника. Но он также отдает дань городскому, историческому, архитектурному пейзажному жанру. К наиболее запоминающимся среди работ этого рода следует отнести картины с изображением древних русских городов, старинных монастырей, храмов и скромных церквушек, так удивительно облагораживающих российский ландшафт.

В кругу его творческих интересов серии работ, посвященные красоте ансамблей Новодевичьего, Саввино-Сторожевского монастырей. Он много работал в Загорске и Александровской слободе. По мере возможности старался не упустить весеннего пробуждения природы в Подмосковье и на благодатной для творчества тверской земле.

Отсутствие нарочитости, ложной декоративности — неизменное достоинство пейзажей Смирнова, сюжеты которых, как правило, просты, откровенно непритязательны. Довольно редко он обращается к панорамным пейзажным композициям, отдавая предпочтение этюдной концепции, позволяющей автору с большей непосредственностью отображать неповторимые приметы и состояние природы.

Наиболее характерно для живописца стремление выразить различные природные состояния: неяркое мерцание золотой осенней листвы, влажность весеннего воздуха, бурливое движение вешних вод и пробуждение природы. Небольшие холсты непритязательны, но и в простоте мотивов раскрывается та любовь к России, которая питает творчество художника. В них находит отражение не только душевная привязанность к красоте национального пейзажа, но и понимание необходимости встреч с этими уголками природы, дающими силу для пребывания в суетной городской среде.

В своем творчестве Смирнов немало времени посвящает и натюрморту. В предметном окружении человека автор видит источник человеческих переживаний. Художнику важно, чтобы его искусство служило благородной цели приобщения современников к многообразным проявлениям красоты в окружающем мире.»